Віртуальна бібліотека "Теологіка" до головної сторінки
А-Я
ОСНОВИ ХРИСТИЯНСТВА
КЛАСИЧНА ЄВРОПЕЙСЬКА ФІЛОСОФІЯ
ПСИХОЛОГІЯ ОСОБИСТОСТІ ТА СВІДОМОСТІ
ЄВРОПЕЙСЬКІ РЕЛІГІЙНО-МІСТИЧНІ ВЧЕННЯ
духовні та філософські книги Близького Сходу
ДУХОВНІ ПАМ'ЯТКИ
фрагменти, дослідження, думки
А-Я
до головної сторінки
ОСНОВИ ХРИСТИЯНСТВА
КЛАСИЧНА ЄВРОПЕЙСЬКА ФІЛОСОФІЯ
ПСИХОЛОГІЯ ОСОБИСТОСТІ ТА СВІДОМОСТІ
ЄВРОПЕЙСЬКІ РЕЛІГІЙНО-МІСТИЧНІ ВЧЕННЯ
духовні та філософські книги Близького Сходу
ДУХОВНІ ПАМ'ЯТКИ
фрагменти, дослідження, думки
Віртуальна бібліотека "Теологіка"

Духовна, релігійна, філософська література
електронні книги

[ ↵ назад ]
/posts/aquinas

Жизнь философов-алхимиков:
Фома Аквинский

(фрагмент из книги А.Э.Уэйта "Lives of alchemystical philosophers", London, 1888г.)


2021-05-25

Если Альберта Магнуса считать адептом, овладевшим философским камнем, нет никаких сомнений в том, что он открыл его секрет своему любимому ученику, святому Фоме, самому знаменитому из интеллектуалов, прославивших схоластический период христианской философии. Ангелу схоластики приписывают несколько алхимических трактатов, которые он, конечно же, не писал. "Природа минералов" недостойна столь великого философа", - говорит некий анонимный исследователь, - "как и комментарий к "Turba". Однако "Thesaurus Alchemiae", адресованный брату Ренье, товарищу и другу, подлинный. В нём Фома цитирует Великого Альберта, называя его в качестве своего учителя во всем, особенно в герметической философии. Аквинский адресовал Ренье и другие книги по "необычным" наукам, среди которых трактат по Судебной астрологии".

Это мнение заслуживает должного рассмотрения, поскольку во всех своих богословских трудах святой Фома тщательно избегал возможности навлечь подозрения в алхимии, убежденный, как утверждает тот же анонимный автор, в том, что это "причинит урон его имени в вершинах человеческого пустословия". Более того, в одном из своих трактатов он прямо заявляет: "неправильно подавать "хорошим" золото, сделанное с помощью алхимии", что указывает на то, что он считал "искусство превращения" просто фальсификацией драгоценного металла. С другой стороны, приписываемый авторству Фомы "Thesaurus Alchemiae", содержит утверждение о том, что "цель алхимика - превратить несовершенный металл в совершенный", и предполагает возможность этого. Эти противоречия вряд ли могут служить доказательством общего авторства таких утверждений; но поддельные или нет, труды по герметической науке, приписываемые святому Фоме, имели важное значение в истории алхимии. Их главная особенность - скрытность, и в них утверждается о необходимости сохранения очищающего процесса в тайне от недостойных людей; лишь дети света, живущие будто в присутствии Бога, достойны познания и опеки над этой божественной тайной.

"Thesaurus Alchemiae" отличается краткостью, характерной для святого Фомы, - состоит лишь из нескольких листов. Другие приписываемые ему работы - "Secreta Alchymiae Magnalia", "De Esse et Essentia Mineralium" с упомянутыми комментариями к "Turba". Некоторые термины, которые до сих пор используются современными химиками, впервые встречаются в этих "вымышленных трудах" Фомы Аквинского - например, слово амальгама, которое используется для обозначения соединения ртути и некоторых других металлов.

Из трактатов, адресованных брату Ренье, мы узнаем, что изучающие алхимию ищут единую субстанцию, абсолютно неподверженную яростному действию огня, который в свою очередь сам проникает всюду, и придает оттенок ртути. Действие - это ручная работа, и в ней требуется большое терпение. Инструменты необходимы, но в истинном Герметическом действии есть лишь единый сосуд, единая субстанция, единый путь и единое действие.

КНИГИ В КОЛЕКЦІЇ:

Free Web Hosting