Віртуальна бібліотека "Теологіка" до головної сторінки
А-Я
ОСНОВИ ХРИСТИЯНСТВА
КЛАСИЧНА ЄВРОПЕЙСЬКА ФІЛОСОФІЯ
ПСИХОЛОГІЯ ОСОБИСТОСТІ ТА СВІДОМОСТІ
ЄВРОПЕЙСЬКІ РЕЛІГІЙНО-МІСТИЧНІ ВЧЕННЯ
духовні та філософські книги Близького Сходу
ДУХОВНІ ПАМ'ЯТКИ
фрагменти, дослідження, думки
А-Я
до головної сторінки
ОСНОВИ ХРИСТИЯНСТВА
КЛАСИЧНА ЄВРОПЕЙСЬКА ФІЛОСОФІЯ
ПСИХОЛОГІЯ ОСОБИСТОСТІ ТА СВІДОМОСТІ
ЄВРОПЕЙСЬКІ РЕЛІГІЙНО-МІСТИЧНІ ВЧЕННЯ
духовні та філософські книги Близького Сходу
ДУХОВНІ ПАМ'ЯТКИ
фрагменти, дослідження, думки
Віртуальна бібліотека "Теологіка"

Духовна, релігійна, філософська література
електронні книги

[ ↵ назад ]
/posts/nature

Плотин - О природе, созерцании и Едином

(фрагмент из "Эннеад", Эннеада III, трактат 8)


2021-06-02

§3.8.2. Я думаю ясно для каждого, что вопрос не в руках, или ногах, или каком-либо другом инструменте, полученном извне или внутреннем, а в том материале для природы, на которую направлена ее работа и которому она придает форму. В качестве применимого природой нужно также исключить воздействие рычагом - ведь какой такой способ давления или поднятия рычагом производит разнообразие цветов всех оттенков и очертаний? Даже скульпторы, лепящие восковые фигуры, не могут производить цвета, не получив их для своего применения откуда-то извне; люди же смотрят на них и думают, что природа творит также.

Тем, кто делает такие сравнения, следует иметь ввиду, что в случае со скульпторами нечто неподвижное должно оставаться в них, в соответствии с которым - пребывающим неподвижным, - скульпторы производят свои шедевры посредством рук; сравнивающие должны также возвращаться к подобным вещам в природе и понимать при том, что и всеобщая сила, производящая не посредством рук, должна оставаться неизменной, неизменной в целом. Для такой силы, действительно, нет необходимости иметь одни составляющие ее части неизменными, а другие, - пребывающими в движении, - ибо материя есть то что движется, но сила, сама по себе, не в движении; в противном случае сила не будет являться первичным движителем, как не будет этим первичным движителем и природа, - но лишь то будет первичным движителем, что само, по своей сути, целиком является неподвижным.

Могут сказать также, что некоторый явленный принцип является неподвижным, и, таким образом, природа, сама по себе, отлична от явленного принципа, пребывая в движении. При том, если следовать утверждению, что природа целиком пребывает в движении, то и явленный принцип будет считаться пребывающим в движении тоже. Однако если некая часть природы является неподвижной, такой частью бесспорно будет явленный принцип. Поскольку природа должна быть именно формой, а не составленной из материи и формы - то по какой необходимости она имеет свойства теплой или холодной материи?

В действительности материя, которая наполняет и воспроизводит что-либо, а точнее, материя, не обладающая качеством, становится обладающей им, когда подвергается действию явленного принципа. Посему не огонь должен войти в материю, чтобы стать огнем, но явленный принцип.

Ясно видно, что и в животных и в растениях явленные принципы являются творцами, и что природа есть явленный принцип, который творит последующий принцип, обуславливая его способность творить, и этот последующий принцип, в свою очередь, привносит нечто своей основе, которая в то же время остается неизменной. И что самый последний принцип, имеющий видимые формы, является в своем положении "мертвым" и не может явить последующий принцип; однако тот, который содержит жизнь, как брат тому, который его явил, имеет такую же силу и производит нечто в том, что возникает.

§3.8.3. Как же теперь, когда явленный принцип творит, а именно творит определенным образом, он может достичь некоего созерцания?

Действительно, если он творит оставаясь неподвижным, то есть будучи неподвижным в самом себе и в качестве явленного принципа, - это и есть созерцание. Действие могло бы возникнуть в соответствии с явленным принципом, будучи отличным от него; однако явленный принцип, сопровождающий действие и обеспечивающий его, не есть действие. Далее, если он не есть действие, но есть явленный принцип, - это созерцание. И в случае каждого явленного принципа, тот, который является последующим следует из созерцания и является созерцанием в смысле, что это есть то, что созерцается; но тот, который ему предшествует есть созерцание целиком, хотя часть его является созерцанием по-иному, не как природа, но как душа, а другая часть пребывает в природе, то есть идентична природе.

Происходит ли сама природа целиком из созерцания? Да, полностью из созерцания. Но произведена ли она сама посредством созерцания самой себя?

В действительности, как иначе? Ведь она есть результат созерцания и того, что есть созерцающий. Но как природа обретает созерцание? Она, конечно же, не приобретает его из рассуждения; говоря "из рассуждения" я имею ввиду оценивание своего собственного содержимого. Почему, в таком случае, так происходит, что существует жизнь, явленный принцип, и движущая сила? Не потому ли, что "обеспечивать" это не то же самое, что "владеть"? Но природа в действительности "владеет" и именно благодаря тому, что она "владеет" она также и производит.

Таким образом, для нее акт творения и пребывание тем, кто творит, есть именно то, чем она является. Но она одновременно созерцание и объект созерцания, поскольку является и явленным принципом. И так, являясь созерцанием, объектом созерцания и явленным принципом, природа творит. Ее творение, при том, открывается нам через созерцание. Такой результат созерцания остается неизменным, - созерцание, которое не произвело ничего иного, кроме как творение через созерцание.

-----
скачать "Эннеады" в источниках на сайте

КНИГИ В КОЛЕКЦІЇ:

Free Web Hosting