Віртуальна бібліотека "Теологіка" до головної сторінки
А-Я
ОСНОВИ ХРИСТИЯНСТВА
КЛАСИЧНА ЄВРОПЕЙСЬКА ФІЛОСОФІЯ
ПСИХОЛОГІЯ ОСОБИСТОСТІ ТА СВІДОМОСТІ
ЄВРОПЕЙСЬКІ РЕЛІГІЙНО-МІСТИЧНІ ВЧЕННЯ
духовні та філософські книги Близького Сходу
ДУХОВНІ ПАМ'ЯТКИ
фрагменти, дослідження, думки
А-Я
до головної сторінки
ОСНОВИ ХРИСТИЯНСТВА
КЛАСИЧНА ЄВРОПЕЙСЬКА ФІЛОСОФІЯ
ПСИХОЛОГІЯ ОСОБИСТОСТІ ТА СВІДОМОСТІ
ЄВРОПЕЙСЬКІ РЕЛІГІЙНО-МІСТИЧНІ ВЧЕННЯ
духовні та філософські книги Близького Сходу
ДУХОВНІ ПАМ'ЯТКИ
фрагменти, дослідження, думки
Віртуальна бібліотека "Теологіка"

Духовна, релігійна, філософська література
електронні книги

[ ↵ назад ]
/posts/levinas

Эммануэль Левинас - Время и Другой

(фрагмент из книги "Время и Другой. Гуманизм Другого человека", изд.: Высшая религиозно-философская школа, Санкт-Петербург, 1998; стр. 37-39)


2022-07-28

Сознание, иными словами, есть разрыв в аноним­ном бдении "имеется"; оно уже гипостазис и отсылает к ситу­ации, в которой существующий полагает связь со своим ак­том-существования. Понятно, что нам не удастся объяснить, почему так выходит, - ведь в метафизике нет физики. Остает­ся просто указать, каково значение гипостазиса.

Появление "чего-то, что есть" конституирует подлин­ную инверсию в глубине анонимного бытия. Оно, это нечто, несет акт-существования при себе в качестве определения; оно властвует над ним, как субстанция над своим атрибутом. Акт-существования принадлежит ему. И именно благодаря этой власти над ним (а пределы ее мы сейчас увидим) - власти рев­нивой и безраздельной - существующий одинок. Точнее гово­ря, появление существующего и есть конституирование в акте-существования, который сам по себе оставался бы существен­но ничьим, власти, свободы. И для того, чтобы в этом ничей­ном акте-существования мог появиться существующий, необ­ходимо, чтобы стало возможным исхождение из себя и воз­вращение в себя, то есть работа отождествления. Посредством самоотождествления существующий уже заключен в самого себя, он есть монада и одиночество.

Событие гипостазиса есть настоящее. Настоящее исхо­дит из себя, а лучше сказать, есть исхождение из себя. Это обрыв в тянущейся без начала и конца нити акта-существова­ния. Настоящее обрывает нить и снова завязывает ее; оно на­чинает; оно - самоначинание. У него есть прошлое, но в фор­ме воспоминания; у него есть история, но оно не история.

Положив гипостазис как настоящее, мы пока еще не ввели в бытие время. Мы задали себе настоящее, но не дали тем самым себе ни временной протяженности, взятой в ли­нейном ряду длительности, ни какой-либо точки этого ряда. Это ведь не настоящее, извлекаемое из отныне конституиро­ванного уже времени как его составная часть, а эффект насто­ящего, разрыв, производимый им в безличной бесконечнос­ти акта-существования. Это как бы онтологическая схема. С одной стороны, это еще чистое событие, и его следует выра­жать глаголом; и однако, акт-существования словно сбрасы­вает кожу, в нем есть уже нечто, существующее. Важно, что­ бы настоящее было схвачено на границе акта-существования и существующего, где, будучи эффектом акта-существования, оно оборачивается существующим. Настоящее есть своего рода самоисхождение, и именно поэтому оно всегда есть схождение-на-нет. Если бы настоящее могло устоять, длиться, оно бы получало свое существование от чего-то предшествующе­го, наследовало бы ему; но ведь оно есть нечто, исходящее из себя. А исходить из себя можно лишь в том случае, когда ни­чего не получаешь из прошлого. Стало быть, схождение-на-нет есть сущностная форма начала.

Но каким образом это схождение-на-нет может вылить­ся в нечто? Мы находимся в диалектической ситуации, кото­рая скорее описывает, нежели исключает настоятельно необ­ходимый здесь феномен - Я.

-----
Произведения Эммануэля Левинаса в источниках на сайте

КНИГИ В КОЛЕКЦІЇ:

Free Web Hosting