Віртуальна бібліотека "Теологіка" до головної сторінки
А-Я
ОСНОВИ ХРИСТИЯНСТВА
КЛАСИЧНА ЄВРОПЕЙСЬКА ФІЛОСОФІЯ
ПСИХОЛОГІЯ ОСОБИСТОСТІ ТА СВІДОМОСТІ
ЄВРОПЕЙСЬКІ РЕЛІГІЙНО-МІСТИЧНІ ВЧЕННЯ
духовні та філософські книги Близького Сходу
ДУХОВНІ ПАМ'ЯТКИ
фрагменти, дослідження, думки
А-Я
до головної сторінки
ОСНОВИ ХРИСТИЯНСТВА
КЛАСИЧНА ЄВРОПЕЙСЬКА ФІЛОСОФІЯ
ПСИХОЛОГІЯ ОСОБИСТОСТІ ТА СВІДОМОСТІ
ЄВРОПЕЙСЬКІ РЕЛІГІЙНО-МІСТИЧНІ ВЧЕННЯ
духовні та філософські книги Близького Сходу
ДУХОВНІ ПАМ'ЯТКИ
фрагменти, дослідження, думки
Віртуальна бібліотека "Теологіка"

Духовна, релігійна, філософська література
електронні книги

[ ↵ назад ]
/posts/metaphysics

Вильгельм Дильтей - Основные мотивы метафизического сознания

(фрагмент из рукописей, кн. "Воззрение на мир и исследование человека со времен Возрождения и Реформации", стр. 381-382)


2021-08-01

Метафизическое сознание рисует круг константных символов, так же, как поэтическое воображение - сновидение, даже безумие. Закономерность, с которой они возникают, можно изучать и по истории духовных движений. Эти символы суть метафизические понятия. Они столь же константны и непреходящи, как символы поэзии или сновидения. Метафизика - не поэзия, в отличие от мнения Ланге, а выражение метафизического сознания в понятийных символах, соответствующих состоянию науки в данное время.

Вследствие изменения тенденции в научных положениях часто возникало искажение метафизического сознания, возникал неоправданный разрыв со значимыми научными истинами. Это случалось всегда в более или менее несчастливые эпохи и в не приносящих удовлетворение системах. Такие системы всегда вели затем к установлению других, более удовлетворяющих систем на более высокой ступени.

Метафизическое сознание всегда нуждается в представлении, в нем заключено его бытие. Эти созданные в огромной исторической работе представления служат оболочкой, облачением этого сознания. Метафизика его внешний образ. Если же он становится несостоятельным, ядро метафизического сознания познается в самоосмыслении. Оно - могила только овнешняющей метафизики; внутреннее метафизическое сознание бессмертно. Можно показать и посредством компаративного исследования, что все великое, созданное в истории, преимущественно создавалось на основе такой позитивности человека. Сомнение как таковое неплодотворно. Основой состояния государств и культуры всегда является жизнь в позитивных свойствах человеческой природы.

В новой истории совершена большая работа по обоснованию эмпирических наук и по переходу от ставшей несостоятельной образности метафизических понятий к устойчивой трансцендентальной точке зрения, способной придать метафизическому сознанию новое оправдание. Однако этот процесс в каждом пункте ставился под вопрос, прерывался, оспаривался стремлением дать всесторонне завершенную картину мира. Лишь медленно пробивается это трансцендентальное сознание. В истории философии основе всей новой метафизики и трансцендентальной философии не придается достаточное значение потому, что метафизическое сознание, составляющее также ядро религии, не отделено здесь от нее. Тем не менее в этой основе все-таки сохранилось и утвердило свое господство ядро старой метафизики, а именно, метафизическое сознание человека, и важные понятийные символы, найденные для этого сознания. Совершенно иными, чем читающему работы по истории новой философии, предстают убеждения европейцев тому, кто сегодня путешествует по разным странам; он повсюду обнаруживает веру в Бога как высшую интеллигенцию, законодателя, судью, провидение, и веру в царство личных духов. Их он находит как в хижине фермера на американском западе, так и у рыбака на побережье Сицилии или Исландии. Грезы современного физика пребывают лишь в кабинете ученого, там и завершается их бумажное существование. Они лишь бледные тени по сравнению с тем, что в мире, каков он есть, сохраняет человека, занятого своим трудом. Эти убеждения созданы не христианством или вообще какой-нибудь религией. Мы находим их в работах Цицерона, которые знакомят образованных жителей провинции с достижениями древности, выраженными так же, как позже в книгах отцов церкви, основавших в тех же провинциях новые общины. Новая вера была настолько лишена ощущаемого опосредствования с европейскими понятиями, настолько шла навстречу беспредельному, невозможному, что ее внутреннее пламя поглотило бы все и само превратилось бы в дым, если бы ее не приняла, не смягчила и не ограничила бы эта прочно связанная понятийная структура.

-----
Сочинения Вильгельма Дильтея в источниках на сайте

КНИГИ В КОЛЕКЦІЇ:

Free Web Hosting